Существует множество терминов в Мафии, описывающих игровой процесс. Приводим основные, которые наиболее распространены во всех разновидностях игры в Мафию – от классики до авторских версий.
ПОЗИЦИЯ ПО СТОЛУ — Основной настрой игрока, его текущее мнение по ключевым игрокам (не обязательно по всем) в данный конкретный момент — кого он считает чёрным, кого считает красным, против каких игроков он готов голосовать, кого хотел бы попросить на проверку следующей ночью и т.п.
СИЛЬНАЯ и СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ — Субъективная оценочная характеристика значимости мнения игрока для всего стола. Сильная позиция выражает ситуацию, когда мнение игрока может повлиять на мнения и действия большинства игроков за столом, а попытка противодействовать его мнению или каким-то образом оспорить красную роль этого игрока может привести к обратному эффекту. Слабая позиция выражает ситуацию, когда мнение игрока не является весомым и при этом есть возможность оспорить его мнение или даже навлечь подозрения его в адрес.
БРАТЬ ИГРОКА В КОМАНДУ или ИГРАТЬ С ИГРОКОМ — Тактика командной игры, когда какой-то игрок объединяет свои усилия с другим игроком (или игроками). Одна из задач мирных игроков — понять, кто ещё кроме них является мирным и объединиться с ними в команду для того, чтобы в процессе голосования, выводить из игры чёрных игроков, объединяя голоса против них. Когда игрок говорит «я играю с этим игроком» — тем самым он подчёркивает то, что на данный момент он считает этого игрока красным, будет считаться с его мнением в процессе анализа игровой ситуации, будет делиться с ним своими соображениями и будет стараться договориться с ним, против кого голосовать и т.п.
ПОКУПАТЬ ИГРОКА или ЗАЛАЗИТЬ В ВЕНУ — Тактика игры за чёрную роль, когда чёрный игрок втирается в доверие к красному игроку, посредством активной поддержки его позиции, с целью осуществления дальнейших манипуляций.
ПЕРЕОБУВАТЬСЯ — Менять мнение по игроку на противоположное (чаще используется в тех случаях, когда мнение о том, что игрок является чёрным меняется на то, что игрок является красным).
ЗАПЛЫТЬ (УЙТИ В ЗАПЛЫВ) — Запутаться в собственных рассуждениях, потерять логику мыслей и слов, противоречить самому себе (свойство речи, которое обычно проявляется в речах чёрных игроков).
РАЗБЕГАТЬСЯ — Тактика игроков чёрной команды, когда два или все три чёрных игрока намеренно играют друг против друга, создавая видимость того, что они находятся в разных командах (т.е. якобы один из игроков — красный).
ПАРАНОИТЬ — чрезмерно сомневаться.
ЭМОЦИОНИРОВАТЬ — проявление излишних эмоций за столом во время своей речи и речей других игроков (кричать, жестикулировать и т.п.).
НЕСОСТРЕЛ — ночной промах мафии.
САМОСТРЕЛ — ночное убийство мафии одного из своих игроков с целью запутывания мирных и вскрытия убитого игрока лже-Комиссаром.
ОЧЕРНЯТЬСЯ – делать ходы, типичные для Черного игрока (выставлять одного— голосовать за другого; доставлять решающую руку для вывода игрока во время голосования; не выставлять игроков во время своей речи; говорить эмоционально неискренне, неуверенно, не иметь собственной позиции за столом за или против каких-либо игроков и т.п.).
Один из важнейших моментов в игре — это голосование, но и тут неопытным игрокам довольно сложно разобраться в том, что происходит за игровым столом. Что нужно и не нужно делать, как правильно поступить и к чему может привести ошибка при голосовании. Поэтому очень важно понимать, о чем говорят игроки во время фазы голосования.
КРАСНАЯ/ЧЁРНАЯ ПРОВЕРКА — красный/чёрный игрок, проверенный Комиссаром (либо выдуманная проверка лже-Комиссара).
ДВУХСТОРОННЯЯ КРАСНАЯ/ЧЁРНАЯ ПРОВЕРКА — игрок, которого настоящий и ложный Комиссары называют своей проверкой и цвета проверок у обоих комиссаров совпадают.
КРАСНО−ЧЁРНАЯ ПРОВЕРКА или РАЗНОЦВЕТНАЯ ПРОВЕРКА — игрок, которого настоящий и ложный Комиссары называют своей проверкой и цвета проверок у обоих комиссаров не совпадают
БАЛАНС или ИГРА ПО БАЛАНСУ — Тактика гарантированного продолжения игры, когда с помощью голосования друг за другом выводятся игроки из противоположных команд
СОБИРАТЬ ГОЛОСА — Ситуация, когда игрок собирается голосовать против другого игрока и выясняет, кто из игроков готов голосовать вместе с ним, убеждая их в этой необходимости, тем самым увеличивая общее количество голосов против данной кандидатуры.
ПОПИЛ СТОЛА — голосование таким образом, чтобы намеренно создать автокатастрофу между двумя или несколькими игроками — делается для дополнительного выслушивания игроков.
АВТОКАТАСТРОФА— ситуация равного деления голосов между игроками в процессе голосования.
СЛОМ ПОПИЛА— Ситуация, когда во время голосования при возможном равном делении голосов между кандидатурами кто-то из игроков доставляет лишний голос или, наоборот, не ставит руку, таким образом уменьшая количество голосов, что в итоге приводит к перевесу голосов в пользу одной из кандидатур
ПОДНЯТЬ ДВОИХ/ТРОИХ — Ситуация, когда при повторной автокатастрофе, согласно правилам игры большинство игроков поддерживает вывод из игры всех участников голосования (обычно это 2 или 3 игрока).
ВСЕХ ОСТАВИТЬ — оставить в игре всех игроков, выставленных на голосование посредством деления стола на первом и повторном голосовании с поддержкой оставления всех в игре.
ДОКИНУТАЯ РУКА — игрок в процессе голосования голосует за какую-либо кандидатуру с небольшой задержкой после того, как все остальные уже проголосовали.
ВЫВОДЯЩАЯ РУКА — голос (поставленная рука) против кандидатуры игрока, который покинул игру по результату голосования.
РАЗБРАСЫВАТЬ ГОЛОСА — Ситуация, когда во время голосования игроки не объединяют свои голоса против конкретных кандидатур, а голосуют каждый по своим соображениям, в этом случае голосование носит хаотический характер и итог голосования может оказаться неожиданным.
СВОБОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ— Ситуация, когда на некритическом круге игроки выделяют 2-3 самых подозрительных игроков и договариваются голосовать со свободным разбросом голосов между этими кандидатурами с целью посмотреть, какое количество голосов будет поставлено против каждой из кандидатур.
КРИТИКА — ситуация, когда количество красных игроков за столом на 1 или 2 человека превышает количество чёрных — в этом случае мафии достаточно слить одного мирного по голосованию, чтобы победить.
УГАДАЙКА — ситуация, когда в игре остаются 3 или 4 человека — в этом случае голосование играет решающее значение и одному или двум мирным жителям обычно приходится угадывать мафию из двух возможных вариантов.
Автор статьи — г-жа Директор